TriathlonMasters.ru

Триатлон
история, правила, FAQ

Соревнования
календарь, итоги, отзывы

Статьи
экипировка, тренировки

в начало о сайте конференция карта сайта

Лидирование в триатлоне.

авторство: TriathlonMasters.ru
 

Определение.
Лидирование, или драфтинг (по-английски drafting, составление) - техника группового передвижения, при которой за лидером вплотную движется следующий участник группы, снижая таким образом собственные энергозатраты на преодоление сопротивления среды. Драфтинг - вовсе не человеческое изобретение, он распространен и в живой природе. "Едут на колесе" омары, крупные морские ракообразные. В ходе своих миграций они образуют "поезда", преодолевая таким образом расстояния до полутора сотен километров. "Драфтингуют" дикие гуси и другие перелетные птицы, выстраиваясь при полете в виде буквы V.

Драфтингуют дикие гуси.

В спорте драфтинг имеет место в лыжных, лыжероллерных и роллерных гонках, авто- мото- гонках, в плавании по открытой воде, и даже в беге. Но в первую очередь драфтинг - атрибут велоспорта! При езде на велосипеде в равнинных условиях большая часть энергии затрачивается на преодоление сопротивления воздуха. И при езде в группе именно первый атлет принимает на себя "полную" нагрузку; остальным приходится расходовать значительно меньше сил. Именно в велогонках драфтинг имеет ключевое значение, превращая этот спорт из просто физического упражнения в сложный тактический и психологический поединок. Задача гонщика в групповой гонке - первым добраться до финиша, употребив не только лишь свои силы, но и труд других.

Лидирование в триатлоне.
На длинных дистанциях драфтинг запрещен.
Зона "отчуждения" составляет 7 метров сзади и 2 метра сбоку от спортсмена.* Маневр обгона должен быть завершен в течение 60 секунд. В случае нарушений судьи могут наложить наказание "Stop&Go" - потребовать от участника остановиться, спешиться, и лишь затем продолжить движение. Следующий вариант наказания - пенальти в виде штрафных минут. В случае повторных нарушений может быть применена крайняя мера - дисквалификация.

На "коротких" дистанциях драфтинг разрешен.
При этом в правилах особо оговаривается недопустимость опасной езды, а также ответственность атлета за собственную безопасность, и безопасность других участников. Это подразумевает, что триатлет должен обладать навыками групповой езды, маневры его должны быть безопасны для попутчиков по группе. В случае опасной езды судьи могут снять участника с дистанции.

Группа юниоров - триатлон в Югре.

 

Драфтинг в ветеранских и любительских гонках.
Важно отметить, что по правилам ITU драфтинг на "коротких" дистанциях разрешен лишь для профессиональных триатлетов. Т.е. стартующих в категориях "элита", "элита до 23х" и "юниоры". Для любителей и ветеранов (т.н. "age-groups") лидирование на велоэтапе запрещено. Посему, собравшись на Чемпионат Мира или Европы среди ветеранов, будьте готовы, что судьи могут применять по отношению к Вам это правило.

Но на практике организаторы многих стартов разрешают лидирование в любительских и ветеранских гонках. Причин этому несколько:
Во-первых, контроль за соблюдением запрета трудноисполним. Это предъявляет слишком высокие требования к организации соревнований, увеличивает их стоимость, и как следствие - снижает их доступность для широких масс.
Во-вторых, сами соревнования делаются более скучным и занудным. Причем не только для зрителей, но и для самих спортсменов.
И в-третьих, само правило может явиться причиной незаконных преимуществ. На крупных стартах спортсмены выходят из воды плотными группами. Заставить их далее преодолевать велоэтап "через 7 м" - значит организовать очередь, создав препятствия одним, и преимущества - другим.

Драфтинг в "коротких" любительских и ветеранских триатлонах практикуется не только в России, но и на множестве международных соревнований. Иногда гласно - например, на Панамериканских Чемпионатах среди ветеранов 2001-2004 гг., и Международном триатлоне в Аланье 1997-2005 гг.. А иногда негласно.**

Известный спортивный комментатор Андрей Кондрашев - триатлон в Аланье.

На очередном конгрессе ITU, что прошел в 2005 году, бразильская федерация вносила на повестку вопрос об официальном разрешении драфтинга в ветеранских гонках. Бразильцы сообщали о многолетнем Панамериканском опыте, особо отметив, что "при этом не было никаких происшествий, и все участники были довольны". Однако предлагаемая резолюция была отвергнута - по причинам "потенциальной опасности групповой езды для спортсменов-любителей".***

Немного истории.
В начале 1990-х, в эпоху становления триатлона как олимпийского вида лидирование в профессиональных гонках воспрещалось правилами. Считалось, что это правило ставит всех в равные условия, и уравнивает шансы атлетов, по-разному подготовленных в различных видах. Также в качестве аргументов против драфтинга приводились этические доводы - мол, нечестно использовать труд других. Но групповые велогонки на шоссе - это не только "несправедливая езда на колесе". Это и противодействие подобной тактике, и создание в процессе борьбы тактических союзов, попытки отрывов и их ликвидация и т.д. Все это в совокупности и составляет то замечательное спортивное шоу, что называется групповая велогонка.

Профессиональный спорт - в первую очередь шоу. И в 1994 г. МОК, планируя прием триатлона в "олимпийскую семью", одновременно предъявил к ITU требование разрешить драфтинг на соревнованиях по триатлону. Это было одним из условий включения вида в программу Олимпиад. Не смотря на протесты некоторых триатлетов "старой школы", триатлон на "короткой" дистанции переродился в новый вид. Требующий триатлета не только хорошо подготовленного во всех трех видах; но ещё и триатлета грамотного, умного, способного просчитывать действия соперников, и вступать в тактическое взаимодействие с ними. И что более важно - триатлон стал более зрелищным, и заметно более интересным видом.

Что на счет торжества "индивидуального духа спорта" и "несправедливой езды на колесе" - то здесь есть один замечательный рецепт. А именно - сложные трассы с наличием подъемов. Именно по таким трассам и проводятся в последнее время все соревнования высокого уровня.

Группа юниорок рассыпается на подъеме - триатлон в Югре.

 

Примечания:
* -- Согласно правилам ITU образца 2005 г. Ранее зона "отчуждения" составляла 10 метров сзади и 3 метра сбоку.

** -- Здесь уместно сообщить, что триатлеты часто "сбиваются в кучи" даже и на "айронмэнах" - соревнованиях на железную дистанцию. Особенно это характерно для европейских стартов из серии WTC, где число стартующих в одной волне составляет 1500-2000 человек. Ввиду многочисленности пелотонов судьи не в силах что-либо поделать с этим явлением. Строго следят лишь за лидерами - профессиональными атлетами, претендующими на призовой зачет.

*** -- Есть и другое, неофициальное объяснение. Вновь переизбранный президент ITU Лэсс МакДоналд - сам действующий триатлет-любитель. Велоезда - его наиболее сильная дисциплина, причем Лэсс предпочитает равномерный темповый стиль езды, именуемый на веложаргоне "телега". Именно таким гонщикам более близка индивидуальная езда, нежели групповые гонки. Этот анекдот подсказывает нам ещё один мотив для отказа, выглядящий более правдоподобно. Ведь никому на Западе не приходит в голову отменить любительские и ветеранские шоссейные гонки "по причинам потенциальной опасности групповой езды"?

 

автор: Андрей Адельфинский [TriathlonMasters.ru]
опубликовано: 01.08.2006
обновлено: 12.08.2006


TriathlonMasters.ru в начало карта сайта

При полном или частичном использовании материалов
с этого сайта обязательна ссылка на первоисточник.